Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации.
Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. (Википедия)
Профориентация обучающихся включает в себя:
• Профессиональное просвещение — обеспечение молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры
• Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки
• Профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей
Профориентация обучающихся является одним из важнейших факторов правильного выбора будущей профессии.
Цель профориентационной работы - выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
• Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся
• Выработка гибкой системы сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования
В МБОУ СОШ № 8 г.Дербент
Профориентация реализуется через:
• учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися;
• предпрофильную подготовку обучающихся 10 психолого-педагогического класса.
Этапы и содержание профориентационной работы:
1-4 классы:
• Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе
• Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую
• Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда
5-7 классы:
• Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности
• Представления о собственных интересах и возможностях
• Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики
8-9 классы:
• Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе предпрофильного обучения
• Профессиональное самопознание
10-11 классы:
• Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности
Организационно-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения обучающихся
направлено на:
• уверенную ориентацию обучающихся в мире профессий, в том числе востребованных экономикой региона и города;
• накопление субъективного опыта и опыта трудовой деятельности, предваряющих выбор обучающимися будущей профессии;
• самостоятельный и ответственный подход обучающихся к выбору будущей профессии или направления (сегмента) профессиональной деятельности;
• создание психолого-педагогических предпосылок для выбора обучающимися профессии, востребованной в регионе (городе);
• формирование условий для становления у обучающихся готовности демонстрировать мобильность в профессии и профессиональной деятельности;
• определение необходимых и достаточных оснований для принятия обучающимися решения о выборе будущей профессии или направления (сегмента) профессиональной деятельности.
Нормативные документы:
• Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями на 21 июля 2020 года)
• Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
• Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 августа 2020 года N 01/1739 "Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области"